|
|
PUSYA 09.02.2015 08:34
|
Памятка члену жюри фотовыставки.
|
Вот рылся в своих конспектах и умных книжках и нашёл на мой взгляд интересный документ. Документ датирован 1988 годом. Тут в недавней теме в форуме как раз были высказаны некоторые сомнения и нерешительность по поводу решительного оценивания некоторых галерей нашего фотосайта. Думаю, что представленный краткий курс поможет ставить любые оценки в любой галерее без разбора. Меня самого однажды загнали в жюри и дали вот это, чтобы прочитал и запомнил. Отказаться было никак не возможно, поэтому пришлось прочитать. Впечатление от прочитанного врезалось мне в сознание на долгие годы. Тут неожиданно нашёл, вспомнил откуда у меня такой обширный багаж знаний и решил со всеми поделиться.
Памятка члену жюри фотовыставки:
Хотя дата рождения фотографии уверенно приближается к двухсотлетию, споры о достоинствах того или иного снимка, представленного на фотовыставке, опубликованного в прессе, по-прежнему не утихают.
Часто можно у выставочных стендов услышать: «Это прекрасно!», «Это спорно!», «Это ужасно!». Причем столь полярные отзывы иногда раздаются в адрес одной и той же работы, что затрудняет не только объективную оценку произведения, но и ориентацию автора в его последующей деятельности.
Не потому ли так часто можно наблюдать гримасы творческой судьбы иных снимков, когда на одном конкурсе они удостаиваются самых высоких наград, а на другом... не попадают в экспозицию!
Если Вас неожиданно пригласили в состав жюри, то постарайтесь внимательно прочитать это краткое руководство.
Восприятие произведения искусства — дело субъективное и, естественно, каждый человек оценивает его индивидуально, по-своему. Следовательно, однозначности мнений и суждений быть не может...
Едва ли не с первых лет зарождения фотографии начался нескончаемый спор об основополагающих критериях в оценке снимков: что изображено или как изображено?
Для познания мира существует два различных метода: логический и интуитивный. Система логических научно обоснованных доказательств приводит к результатам, с которыми вынужден согласиться каждый независимо от его субъективных желаний. В отличие от логического метода интуитивный непременно несет на себе печать субъективности.
А как оно в действительности? Как не «по-моему», а по существу? На это ответ может дать только научный анализ, опирающийся на основные положения эстетики.
Искусство — художественно-образная форма отражения действительности, характерна своей полифункциональностью, способностью решать самые различные социальные задачи: отражать реальный мир, вызывать при общении с произведением искусства эстетические переживания, осуществлять познавательную, воспитательную, коммуникативную функции. Рассмотрим каждую из перечисленных функций применительно к фотоискусству.
Итак! Художественное произведение предложенное Вам к оценке должно отвечать следующим критериям воздействия на зрителя:
1) Степенью отображения объективной реальности окружающего нас мира.
2) Способностью вызывать эстетические переживания.
3) Способностью осуществлять познавательную функцию.
4) Способностью осуществлять воспитательную функцию.
5) Способностью осуществлять коммуникативную функцию.
Рассмотрим каждую из перечисленных функций применительно к фотоискусству.
В фотографии, как и в других изобразительных видах искусства — графике, живописи, скульптуре, — для отражения жизни требуются определенные навыки и мастерство. Феномен фотографии заключен в способности
«останавливать» мгновения подлинной жизни, делая удивительно точные фотослепки с натуры, и одновременно, что не менее важно, отражать мир интересов, жизненную позицию авторов снимков.
Другой важнейшей функцией фотоискусства является эстетическая, когда общение человека с искусством приносит ему наслаждение, чувство удовлетворения. Эстетическое наслаждение вызывает не только отображаемый сюжет, образ героя произведения, но и ощущение мастерства автора, его талант, творческая смелость и самобытность в решении поставленной задачи.
В каждой фотографии запечатлена определенная визуальная информация: облик современников, значительные государственные или же, напротив, интимные семейные события, городские, сельские, индустриальные пейзажи... Эта информация может представлять интерес для разных категорий зрителей. Так, например, семейные сюжеты представляют интерес лишь для родственников и знакомых фотолюбителя. Но если на снимке запечатлен хорошо всем известный государственный или общественный деятель — фотография сразу же обретает иное звучание.
Познавательная функция фотоискусства предусматривает новизну трактовки или же формы подачи отображаемого материала. Если предстоит съемка всем хорошо известного объекта, то необходимо проявить выдумку и изобретательность, используя широкоугольную или длиннофокусную оптику, верхнюю или нижнюю точки съемки, острые ракурсы, световые эффекты с тем, чтобы зритель как бы заново увидел хорошо знакомый ему объект. Если же репортеру предстоит съемка какого-либо нового, раньше никем невиданного объекта, то в этом случае следует пользоваться традиционными средствами, заботясь прежде всего о достоверности передачи визуальной информации.
Фотография должна отражать окружающий мир не с холодной бесстрастностью, а с четко выраженным авторским отношением, утверждая тем самым доброе, благородное, мужественное начало в нашей жизни, обличая зло, пошлость и подлость.
При этом фотоискусство обретает еще одну важную функцию — воспитательную.
Воспитательная сила фотоискусства определяется документальной природой фотографии, ее достоверностью и убедительностью. При этом воздействие на человека осуществляется не за счет логического убеждения, а целенаправленным расширением реального жизненного опыта благодаря тому, что фотоискусство дает возможность испытать и пережить то, чего не удалось испытать и пережить в действительной жизни.
И, наконец, коммуникационная функция, которая считается главнейшей, так как она осуществляет передачу мыслей и чувств автора к зрителю через посредничество произведения искусства. Преодолевая государственные границы и языковые барьеры, искусство дарит людям возможность непосредственного общения, создавая своеобразный «канал связи», по которому происходит обмен мыслями, чувствами, устремлениями, духовными ценностями. Искусство сближает и объединяет людей на таком уровне, на котором все другие каналы связи оказываются недееспособными.
Опираясь на основные положения науки эстетики о функциях искусства, мы имеем возможность объективно оценивать фотоработы.
P.S. Я здесь убрал из текста критерии о партийности художественного произведения, о соответствии произведения принципам социалистического реализма и марксистко-ленинской эстетики.
Думаю, что вполне достаточно и пяти вышеперечисленных.
Я как помнится прочитал всё это, так с тех пор никаких проблем не знаю с оценкой чужого творчества.
|
|
ПАВ 09.02.2015 10:54
|
|
У нас ситуация осложняется тем, что каждый одновременно является и объектом и субъектом оценочной деятельности, что не может не сказаться на объективности принимаемых решений.
|
|
lik13vvs 10.02.2015 00:56
|
|
(1) PUSYA (09.02.2015 08:34):
Интересные заметки, но с одним моментом не согласен категорически. Сейчас попробую донести, но начну издалека.
На современном уровне развития комютерной техники единицы может быть и смогут отличить ИЗОБРАЖЕНИЕ фотографии от ИЗОБРАЖЕНИЯ рисунка на мониторе. ( Скажу больше на многих выставках приходиться огораживать фотографии ( напечатанные на струйных принтерах) от посетителей ибо они руками проверяют рисунок или фотография). На этом ресурсе я уже проводил такой эксперимент - кажется никто на смог отличить с достоверностью 100%.Можно повторить , если кто не верит. А раз ИЗОБРАЖЕНИЕ фотографии , нельзя со 100% достоверностью отличить от ИЗОБРАЖЕНИЯ рисунка , значит , что ВСЕ законы формирования их - ОДИНАКОВЫ. Отличается только метод ФИЗИЧЕСКОГО получения изображения ( рисуют или снимают). Следовательно при одинаковых законах формирования всё что пишется для фотографии имеет такую же силу для живописи и наоборот ( опять , кроме методов физического получения изображения).
|
|
lik13vvs 10.02.2015 00:56
|
продолжение
|
Теперь дошли до сути итак берём - " ... 1) Степенью отображения объективной реальности окружающего нас мира. ..." - только что мы помножили на ноль картины таких художников как : Сальвадор Дали, Пикасо, Ван Гог, Сезанн - кажеться весьма известные и весьма признаные мастера .. ну о каком " отображении объективной реальности окружающего нас мира " может идти речь тут ссылка или тут ссылка а может тут - обьективная реальность ссылка ?.
Теперь собственные мысли Объективная реальность - это для фотографа-криминалиста, что бы каждый мог ОДИНАКОВО оценить обстановку по фотографиям. Где-то близко для репортажника, ну ведь тоже важно показать как гол забили, хотя для него уже не всегда, вспомним марш Шарли шло 100 человек по пустой улице оцепленной службами безопасности, а что было в прессе? И уж совсем точно не подходит для фото-художника. Основополагающее слово ХУДОЖНИКА ибо основная задача художника передать ЕГО СУБЪЕКТИВНОЕ восприятие обьективного мира окружающим.
ЗЫ. К сожалению фотографию сейчас захватили репортажники, благо простота получения изображения позволяет делать технически грамотные снимки. Однако это не наделяет их ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ качествами. Но именно простота получения изображения - убивает ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ФОТОГРАФИЮ . как просто , нажал кнопочку и вылезло ТЕХНИЧЕСКИ качественное изображения , а те единицу которые РОДИЛИСЬ фото-художниками будут затоптаны толпой " кое-какеров" (Задорнов) от фотографии. Не верите? Полистайте книги "Лучшие фотографии national geographic" - ВКонтакте - отдыхает . Честно такое в книгах напечатано - в кошмарном сне не присниться.
Вот вроде всё. Всё личные мысли , Кроме "Лучшие фотографии national geographic" я эти фотографии показываю в разделе как НЕ нужно снимать.
|
Чтобы писать в форум необходимо зарегистрироваться!
| |